Уроки игры на гитаре онлайн - Часть 1

2486   |    20.11.2013

Постановка правой руки и упражнения

В этой главе я расскажу вам про свою постановку правой руки. Учтите, что есть много вариантов постановки правой руки. Каждый гитарист выбирает себе наиболее для него удобную, поэтому приоритетов здесь не существует. Однако существуют обязательные правила для всех постановок.

Во-первых, должна быть четкая опорная точка правой руки, чтобы она была устойчива и не висела в воздухе.

постановка рук

Во-вторых, рука должна быть полностью расслаблена. Никаких зажимов! Если вы чувствуете, что при игре рука начинает зажиматься, остановитесь и дайте ей передышку. Особенно часто подобное возникает при наращивании скорости игры. Этот момент вы должны держать под контролем!

В-третьих, медиатор должен уверенно держаться между указательным и большим пальцем под небольшим углом.

как держать медиатор

В постановке на гитаре это выглядит так:

как играть медиатором

Медиатор должен зацеплять каждую струну не поверху ее, а практически перпендикулярно. Только тогда вы добьетесь сильной "атаки".

Часть ладони лежит на кобылке или на машинке. (На инструментах без рычага, подставка, через которую проходят струны, называется кобылкой, а на инструментах с рычагом системы Kahler или Floyd Rose, подставка называется машинкой или в слэнге - "качком").

игра на гитаре

Попробуем упражнение, смысл которого состоит в нисходящем движении с перемещением ладони вниз. Играем по открытым струнам переменным штрихом. При этом первый удар медиатора идет сверху вниз, а следующий - снизу вверх.

табулатура

Следующее упражнение. Играем по открытым струнам восходящее движение переменным штрихом, перемещая ладонь вверх.

Теперь совместим два предыдущих упражнения. Играем сначала нисходящее движение и сразу же - восходящее.

табулатура

Также ладонь выполняет функцию глушения струн и ненужных призвуков. Такой прием в музыке называется muting или palm muting и на нотах выглядит так:

Табулатура, уроки игры riffter.ru

Предположим, вам надо сыграть восходящее движение по нескольким струнам таким образом, чтобы их звучание в итоге не слилось в один аккорд, а было разделено на краткие ноты. Этого мы добиваемся с помощью ладони.

Сыграем упражнение. Будем играть переменным штрихом восемь нот открыто, и восемь нот - с легким приглушением звука.

Табулатура, уроки игры riffter.ru

Перейдем к нюансам движения правой руки.

Два пальца, которые держат медиатор, не всегда находятся в статичном положении, иногда они помогают основному движению кисти.

Но это мой сугубо индивидуальный прием. Может быть, он вам пригодится, а может и нет. Опять же повторюсь, что необязательно ставить руку так, как ставлю ее я; найдите для себя наиболее удобную позицию, но соблюдайте при этом основные правила, приведенные выше.

У многих гитаристов при игре возникает стандартная ошибка. При извлечении штрихом сверху вниз, "атака" и сам звук сильно отличаются от извлечения штриха снизу-вверх, а поэтому при игре переменным штрихом, игра звучит неравномерно и неразборчиво. Чтобы избежать этой проблемы, я посоветую такое упражнение.

Для начала берем темп 70 (ударов в минуту) и играем восьмыми по открытой шестой струне все упражнение штрихом вниз, при этом слегка приглушая струны.

Табулатура, уроки игры riffter.ru

Старайтесь играть ритмично. Если под такой медленный темп не получается равномерно играть восьмые, включите метроном в два раза быстрее (в этом случае - темп 140), но при этом играйте с той же длительностью, что и под темп 70. Так будет легче поймать темп.

Если вы чувствуете, что легко играете в этом темпе, можете увеличить его. Прибавляйте по пять единиц. Это уже будет 75 и так далее. Когда же вы дойдете до критической точки, передохните пять минут и скиньте шесть единиц с величины последнего критического темпа. Следите за рукой. Не дайте ей зажаться и устать. Продолжайте играть упражнение в пониженном темпе. Далее прибавляйте по две единицы, до тех пор, пока не почувствуете, что можете перейти критический порог, достигнутый ранее. В данном случае преодоление критического темпа хотя бы на две единицы является серьезным достижением.

Закрепитесь на новом темпе, и переходите к следующей части упражнения.

Начинайте снова играть под начальный темп восьмыми по открытой шестой струне штрихом снизу.

Табулатура, уроки игры riffter.ru

Могу сразу сказать, что сначала вам будет непросто, ибо штрих снизу дается сложнее, чем штрих сверху. Следите, чтобы восьмые были ритмичными, а звук - четким и ровным.

Опять начинайте разгоняться до критической точки, выполняя те же действия, что и в предыдущем упражнении. Скорее всего, поначалу штрих снизу даст более слабые результаты по темпу, чем штрих сверху, но со временем, если вы будете упорно заниматься, то достигните одинаковой скорости на прямом и обратном штрихе.

После того, как вы завершили это упражнение, переходите к следующему. Совмещаем штрих:

Табулатура, уроки игры riffter.ru

Следите, чтобы удар медиатором сверху и удар медиатором снизу были одинаковы по звуку и по динамике.

Начальный темп 70, но играем уже не восьмыми, а шестнадцатыми, так как штрих - переменный. Разгоняемся по принципу предыдущих двух упражнений. При игре этого упражнения вы почувствуете легкость, так как первые два упражнения правильно подготовили вашу руку. Еще раз подчеркну: внимательно следите за вашей рукой! Если вы чувствуете, что при сильно напряженной руке можете играть быстрее, ни в коем случае не пользуйтесь этой возможностью: это грозит неприятными последствиями.

Особое внимание хотел бы посвятить акцентировке отдельных нот, то есть их выделению по динамике от остальных. Ведь от акцента происходит толчок, движение вперед, и, в зависимости от того, как вы эти акценты расставите в том или ином пассаже, зависит его звучание. Предложу упражнение пока на открытой струне. Сначала играем в темпе 80 переменным штрихом по открытой четвертой струне восьмыми, выделяя первую и третью доли :

Табулатура, уроки игры riffter.ru

Когда почувствуете уверенность, ускоряйте темп до тех пор, пока сможете естественно и легко выделять доли.

Далее берем более сложное упражнение. Выделяем первую и четвертую доли :

Табулатура, уроки игры riffter.ru

Снова увеличиваем темп.

Переходим к более сложному упражнению :

Табулатура, уроки игры riffter.ru

Теперь совместим три вышеприведенных упражнения :

Табулатура, уроки игры riffter.ru